Сергей Владимирович Вильшанский
Юлия Валерьевна Романюк
Олег Геннадьевич Минин
|
Олег Геннадьевич Минин, директор, главный врач Мурманского клинического комплекса ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова»: «Любой человек с серьезной патологией может бесплатно получить, в общем-то, новую жизнь суставов»
Мурманская область участвует в выполнении государственной программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета. В числе лечебных учреждений, оказывающих такую помощь - Мурманский клинический комплекс ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
О том, что может предложить северянам главная клиника региона, мы попросили рассказать Олега Минина, кандидата медицинских наук, директора, главного врача Мурманского клинического комплекса ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», депутата фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", заместителя председателя городского Совета.
- Знаете, есть такое бытовое описание старости: человек уже не может помыть свои ноги в раковине. Это ведь очень точная характеристика, потому что возраст - это прежде всего ограниченность подвижности суставов. И как следствие - ограниченность функциональных возможностей человека. Жизнь человека может превратиться в кошмар. А теперь представьте, что этой проблемы может просто не быть. У нас в клинике есть квоты на бесплатные операции, прежде всего по замене коленных и тазобедренных суставов. Любой человек с серьезной патологией может бесплатно получить, в общем-то, новую жизнь суставов.
- Это и есть высокотехнологическая помощь?
- Да. Это самая серьезная государственная программа последних лет. Высокотехнологичная медицинская помощь – это использование сложных и уникальных медицинских технологий, это применение самых последних достижений науки и техники. Такие операции выполняют самые высококвалифицированные специалисты. Это, в первую очередь, лечение наследственных и системных заболеваний, тяжелых форм патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности.
- Сколько существует видов этой помощи и по скольким направлениям работает Ваша клиника?
- В составе Мурманского клинического комплекса работают два подразделения: поликлиника и больница на 230 коек. Мы – единственное в области федеральное медицинское учреждение. Финансирует нас, соответственно, федеральный бюджет. А статус, как известно, обязывает. Сегодня мы имеем лучшую техническую базу и один из самых сильных коллективов врачей.
Что касается видов помощи, то это все направления, утвержденные Минздравом – хирургия, урология, гинекология, челюстно-лицевая хирургия, онкология, травматология.
Причем, бывают ведь особо сложные случаи заболеваний, бывают сложнейшие патологии, и если для лечения пациента нужно привлекать ученых или базу московской клиники, то мы это организуем. Либо врачи прилетают сюда, либо пациента отправляем на операцию в центр. Такие случаи у нас были. И если речь идет о категории высокотехнологических операций - то и в этом случае лечение пациента проводится бесплатно. Эти расходы оплачивает государство.
- А это большие расходы?
- Судите сами: норматив на одну операцию по трансплантации составляет 808 тысяч рублей. Сердечнососудистая хирургия - 203 тысячи. Нейрохирургия - 157 тысяч. Акушерство и гинекология – больше 100 тысяч. Онкология – почти 110. Травматология и ортопедия - 120 тысяч. Мне кажется, для семьи с любым достатком это - существенные суммы. А операции доступны любому человеку. И всего их утверждено 142 вида.
- Олег Геннадьевич, у Вас монополия на эти виды операций?
- Конечно, нет! И, как мне кажется, никогда монополии быть не должно. Все операции, которые делаем мы, выполняет также областная больница. Поэтому назвать нас монополистами нельзя. Но то, что у пациента должен быть выбор, - это правильно. И это право пациента – куда и к кому идти лечиться.
- Недавно в российских СМИ приводили пример пермского центра, который за один квартал выполнил всю годовую квоту, и теперь дорогостоящее оборудование простаивает, и даже стоит вопрос на уровне правительства о консервации этого центра. У нас не может получиться также?
- В этом вопросе я на стороне государства. А в создавшейся ситуации виновны менеджеры клиники, которые допустили это и даже не оставили квот на экстренные случаи. Такие операции, как правило, плановые, и надо просто их правильно планировать. Но у нас в клинике, скорее, противоположная проблема – большие квоты. Так что есть возможность помочь еще многим людям. И, кстати, на операции по замене тазобедренного и коленного суставов, с которых мы начали разговор, – очереди нет. Можем оперировать.
- Олег Геннадьевич, не могу Вас не спросить о нацпроекте «Здоровье», как Вы его оцениваете, даже не как врач, а как человек, Ваша оценка как стороннего человека?
- Хорошо бы со стороны мне было его оценить, но не могу. Вверенное мне лечебное учреждение - жестко в этой программе. Как бы и что бы там ни говорили, нацпроект «Здоровье» - это и поступление средств в клиники, и новое оборудование, и приближение к людям дорогих медицинских услуг, которые оказываются за счет государства. Раньше замену суставов по пять лет ждали. И оперировали только в Питере и Москве. А сегодня - операции плановые, рабочие, в Мурманске.
На мой взгляд, и расставленные акценты нацпрограммы по видам оказания медицинской помощи тоже верны. До принятия нацпроекта клинике компенсировали примерно 40 процентов реальных затрат. Сегодня дисбаланс гораздо меньше.
До принятия нацпроекта «Здоровье» добровольную диспансеризацию человек проходил за свой счет, и стоило это около 2 тысяч рублей. Сейчас это проводится за счет средств государства. Сняли затраты с населения - и сразу увеличилось число тех, кто приходит к нам самостоятельно и добровольно.
А раз таких людей стало больше, то сразу же выросло выявление заболеваемости, часто на ранних стадиях, что очень важно.
Если раньше человек платил сам за высокие медицинские технологии, то сейчас это финансирует государство.
Поэтому я считаю проект необходимым. Но понятно, что для его стабильной работы тоже нужно время. Медики жили-жили в разрухе, и вдруг неожиданно появились деньги, которые нужно осваивать, современное оборудование, новые технологии. Но поставить дорогой аппарат мало - надо научиться на нем работать. Мало выполнить одну операцию - это должно стать ежедневной работой. Тогда у врача появляется опыт. Уходит страх. И уменьшается число нештатных ситуаций. Нужны хорошие расходные материалы и лекарства.
Сегодня наш Центр располагает всем необходимым, а вот сознание населения, жизненная позиция, отношение к жизни не изменилось. Но я уверен, что это - дело времени. Понимание, что лучше быть здоровым и вести активный образ жизни, чем больным и малоподвижным, рано или поздно придет. И уже приходит.
- Конечным итогом нацпроекта «Здоровье» должно стать улучшение качества медицинского обслуживания. Ваш Центр как раз и предлагает это новое качество медицинского обслуживания?
- Вопрос в том, что мы понимаем под качеством. Между нами – медиками, и Вами – пациентами – большая пропасть в понимании качества медицинского обслуживания. Поясню: шесть лет назад я защищал диссертацию. И мы проводили в клинике опрос. На вопрос: почему Вы выбрали именно наше медицинское учреждение, было 12 вариантов ответа. 11 из них касались конкретных материальных понятий (оснащение аппаратурой, квалификация врачей и так далее), а последний ответ звучал так - обратились за медицинской помощью, за получением медицинской помощи. Так вот, из 1860 опрошенных ни один человек не пришел к нам за медицинской помощью. Все писали – за хорошей едой, за хорошими условиями лечения, потому что хорошее оборудование или лекарства и тому подобное. Это в сознании людей. Я считаю, что это у нас из социалистического прошлого. Десятки лет в нас формировалась не оценка комплексной услуги, не ее формулировка внутри себя, а возможность ее получения. Также как раньше было не важно - КАКОЙ автомобиль покупать. Важно было в принципе иметь ВОЗМОЖНОСТЬ его купить.
И до сих пор не все пациенты понимают, что они пришли в медучреждение не за аппаратурой, которая сама по себе не лечит, не к врачам, не за лекарствами, не за сервисом, не за хорошим ремонтом и так далее, а они пришли за комплексом, который называется медицинская помощь. Отсюда и наши разночтения в том, что мы – медики - и Вы – пациенты - понимаем под медицинской помощью.
- А как Вы оцениваете состояние здоровья северян? Какие тенденции просматриваются? Если в области высокая смертность, это значит, что у нас плохое здоровье?
- Этот вопрос не простой и требует глубокого анализа. Увеличение смертности не является абсолютно достоверным показателем. Цифра летальности формируется не только из-за состояния системы здравоохранения. Поясню. Предположим, было 100 тысяч населения. Уехало в другие края 30 тысяч человек: выпускники - на учебу, специалисты - на другую работу, дети - с родителями. И насколько возрастет смертность, если уже приходится рассчитывать ее на 70 тысяч оставшихся пожилых людей?
Раньше картина была диаметрально противоположной, в Мурманск приезжали работать и жить в основном молодые люди. Поэтому при определении уровня смертности необходимо смотреть структуру смертности: какие заболевания преобладают, люди какого возраста умирают и так далее.
Меня пугает другое – неумение людей бережно, ответственно относиться к своему здоровью. В этом разница между нами и, например, европейцами. Простой пример. Вы видели в Европе зимой женщин на улице на высоких каблуках? А почему? А потому, что они понимают – это больший риск, это может нанести вред их здоровью: больше вероятность поскользнуться и сломать ногу, например. Это и есть ответственное отношение к своему здоровью. И так во всех аспектах человеческого бытия, но, прежде всего, в отношении к жизни человека, как к наибольшей ценности. Там это понимают. У нас нет. Почему там популярен спорт? Потому что это - активность. Активность - это качественная жизнь. А у нас с активным образом жизни большие проблемы. Особенно у пожилых людей. Часто получается, что активный образ жизни - это нечто иное, чем прозябание в очередях поликлиник.
- А какие рекомендации Вы бы дали, как врач?
- Ответственно относиться к своему здоровью, вести активный образ жизни. А уж если возникла проблема - использовать те медицинские возможности, которые каждому гарантирует государство. А наш центр всегда готов северянам в этом помочь.
Наша справка
История Мурманского клинического комплекса Национального Медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова начиналась в 1917 году, в виде амбулатории при торговом порте. С 1961 года после постройки основного корпуса больница стала государственным учреждением.
В 2003 году больница была реорганизована в Мурманский клинический комплекс Национального Медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова.
Головное медицинское учреждение Центра находится в Москве и является одним из крупнейших медицинских центров в России и СНГ. Это - признанная база внедрения в практическое здравоохранение достижений академической, вузовской и мировой науки.
Сейчас Мурманский клинический комплекс – это уникальное лечебное учреждение на территории Мурманской области. Здесь успешно работают 9 отделений хирургического и терапевтического профиля.
В составе Мурманского клинического комплекса существует поликлиника и стационар, развернутый на 230 коек.
Здесь наиболее доступны бесплатные дорогостоящие и высокотехнологические виды медицинской помощи для населения по специальностям – абдоминальная хирургия, гинекология, челюстно-лицевая хирургия, онкология, травматология, урология и др.
Пироговский центр с самого момента создания был ориентирован на обеспечение доступности и оказание высокотехнологичной помощи жителям России, эта работа продолжается и сегодня.
В клинике Пирогова проводится большое количество таких операций в силу того, что это учреждение имеет федеральный статус, федеральное финансирование и федеральный уровень оснащенности, а за 10 лет его существования здесь удалось собрать высокопрофессиональный врачебный коллектив.
статья с сайта
http://www.b-port.com/news/archive/2009-05-27-2/
|